Пост в библейском понимании

«Пост в библейском понимании»

В религиозном мире, да и мире в целом, по отношению к посту применяются самые разные подходы и о его значении можно услышать самые разные, не похожие друг на друга мнения. Одни расценивают его как средство для омолаживания или очищения организма; вторые воспринимают как абсолютно бесполезное и вредное для здоровья действо, отжившее древнее Табу, предпочитая покушать; третьи упрощают свой рацион, готовясь принять участие в большом религиозном событии, а кто-то еще обратит внимание не на пищу или отказ от неё, а на смысл, ради которого, собственно, пост и происходит…

Так что же такое пост, как правильно его совершать и каким целям он служит? – вот те вопросы, на которых сосредоточившись, мы постараемся найти ответ в Священном Писании.

В Нагорной проповеди Иисус Христос обратил внимание Своих слушателей на три добродетели, присущие наследникам Царства Небесного (Евангелие от Матфея 6:1-18):

  • милостыня (Матф.6:1-4); 2) молитва (Матф.6:5-15); 3) пост (Матф.6:16-18).

В связи с тем, что сказал Спаситель, можно вынести несколько важных уроков:

  1. Эти добродетели не являются обязанностями для тех, кто ищет жизни вечной. Милостыня, молитва и пост не гарантируют Царства Божьего, только потому что они «соблюдаются». И Спаситель недвусмысленно дает это понять прежде всего тем, кто был щепетилен в этом вопросе (Лук.18:9-14 – уверенный в своей праведности и постоянно постящийся фарисей не получил Божьего оправдания за свою регулярность и педантичность (ст.12)).
  2. Здесь также нет каких-либо сроков или дат, по случаю которых люди должны проявлять эти добродетели. Напротив, Библия говорит:

О милостыни: «…когда творишь милостыню…» – (Матф.6:2,3);

О молитве: «И, когда молишься…» – (Матф.6:5,6);

О посте: «Также, когда поститесь…» – (Матф.6:16,17).

Тем самым Христос стремился подчеркнуть, что творимое добро или общение с Небесным Отцом не ограничено никакими сроками.

  1. Иисус категорически выступал против какой-либо демонстрации духовности:

О милостыни: «Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают

лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже

получают награду свою» – (Матф.6:2);

О молитве: «И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» – (Матф.6:5);

О посте: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» – (Матф.6:16).

Трижды Христос подчеркивает, что «показная религия», любящая демонстрацию перед людьми, приносит награду только на Земле в виде похвалы и признания, но не для жизни вечной.

Отсюда возникает вопрос: «Если пост – это не обязательство, ограниченное временными рамками, и не демонстрация своей духовности, тогда чему хотел научить Иисус Христос Своих слушателей?»

  1. Естественность и баланс:

В наше время, как и во времена Христа, есть свои духовные крайности: люди могут много времени проводить в молитве, но не быть жертвенными; могут быть жертвенными, но не практикующими пост и т.д. По словам Спасителя, милостыня и пост – это такие же естественные и необходимые для духовного возрастания добродетели, как и молитва. В свою очередь, молитвенная жизнь равна по своему значению посту и милостыни. Поэтому Иисус учил, как необходимо давать милостыню, как нужно молиться и как практически происходит пост. Все три добродетели должны быть естественными и ничто из них не должно остаться забытым.

Удаляя наслоения показной набожности, распространенной две тысячи лет назад, Иисус Христос простыми словами открывает как «тайное», незаметное для человеческих глаз, становится «явным» благословением от Отца Небесного (Матф.6:4,6,18).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЛОВА «ПОСТ»

Итак, слово «пост» употребляющееся в Священном Писании около 80 раз, с древних языков (ивр. ‏צוֹם‏‎, цом; תַּעֲנִית, та‘анит) и (др. греч. νηστεία, нестеиа) переводится, как «воздержание», преследующее духовные цели. Это не голодание, мотивом которого является оздоровление организма и не способ привлечения Бога на службу личным интересам. Пост не случайно взаимосвязан с молитвой и милостыней, что и будет исследовано дальше.

  • Как пост влияет на отношения?

Служение Богу и людям неразделимые понятия. В книге пророка Исайи задается такой

вопрос Богу: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?..» (Ис.58:3).

Ответ Господа таков: «Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте…» (Ис.58:4). И далее идет описание того, что должно происходить в период, когда человек постится (ст.5-11).

Бог как будто говорит: «Если ты ищешь близких отношений со Мной – обрати внимание на свои отношения с людьми» (ср. с 1Иоан.4:20). Но отношения с людьми никаким образом не подменяют отношений с Богом. Рекомендую для прочтения всю 58 главу книги пророка Исайи, в которой также, как и в Матф.6:1-18 присутствует язык благословений.

Пример деформированного понимания поста мы также встречаем и в Новом Завете (Деян. 23:12-13), где описываются около сорока человек, поклявшихся не есть и не пить, пока не убьют обращенного в христианство Савла, ставшим известным для всех апостолом Павлом.

  • Кто является инициатором поста?

Исследуя Библию, мы наблюдаем следующую закономерность:

Инициатором поста может быть Сам Бог (Исх.24:1,2 – Господь позвал пророка Моисея на гору Синай и провел с ним в общении сорок дней), но стоит отметить, что это не универсальное правило, необходимое для всех. Это уникальный случай, когда Господь лично пригласил человека для того, чтобы поделиться с ним откровением Своей воли;

– также Бог мог давать настойчивую рекомендацию совершить пост, когда случались кризисные времена (Иоил.1:13,14 – Бог говорит «назначьте» или «примите решение, откликнитесь», а не «назначаю»);

инициатором поста может быть и человек, определяя время по своему усмотрению и различным жизненным обстоятельствам (Деян.9:9 говорит, что Савл, гонитель церкви, постился и молился после встречи с Христом – это было его личное решение);

– а также, инициатором поста может быть отдельная группа людей (Деян.27:20-25 – когда могло произойти кораблекрушение), целый народ, желающий получить ответ от Бога (Неем.9:1 – постилось все государство) или церковь, решающая важные вопросы (Деян.13:1,2).

В Библии опыт поста переживают как отдельные люди (Ездр.10:6 – реакция Ездры на грех народа), так и целые царства (2Пар.20:1-4 – угроза войны при царе Иосафате). Постятся цари и постятся простые жители, постятся известные и постятся те, имена которых нам не узнать, наверное, никогда. Постятся герои веры, задающие Богу смелые вопросы, постятся и те, кто не знает, что будет завтра.

  • Как проходит пост?

В Библии мы встречаем примеры, говорящие как о полном отказе от еды и питья, так и о переходе к упрощенным видам продуктов в зависимости от сроков поста и масштабов проблемы. В некоторых случаях вода употреблялась, а в некоторых отказывались даже и от нее:

  • Например, воздержание от пищи, но не от воды мы находим в Лук.4:1, когда Иисус был в пустыне. Написано, что Он не ел, но не сказано, что не пил;
  • Пророк Даниил в Дан.10:3 говорит, что не ел вкусного хлеба, мяса и не умащал себя благовонными средствами (сегодня, отказ от всего привычного во время поста может выражаться не только в еде и питье, но также в воздержании от просмотра TV, интернета, чтения книг и т.д.);
  • В Есф.4:16 – царица Есфирь назначила пост без еды и питья;
  • В кризисные и опасные для жизни времена не кормили и не поили даже скот (Ион.3:4-10).

◉          Какая длительность поста?

Длительность проведения поста на страницах Слова Божьего также разная:

  • Есть пост, длительностью в один день (Суд.20:26; Иер.36:4-7);
  • три дня (Деян.9:9);
  • семь дней (2Цар.12:16-23);
  • четырнадцать дней (Деян.27:33,34);
  • двадцать один день (Дан.10:3-13);
  • сорок дней (3Цар.19:8).

Разница в длительности и особенности проведения поста (от чего воздерживаться) были обусловлены обстоятельствами и касались конкретного исторического момента.

  • Какой цели служит пост?

Библия говорит, что он может быть выражением богопоклонения (Лук.2:37), с его помощью идет борьба с искушениями (Лук.4:1-11), он назначается при принятии важных решений (Суд.20:26-27), он может быть средством служения ближним (Ис.58:7), его совершают, когда переживают за дело Божье (Неем.1:3,4), является спутником покаяния и возврата к Богу (3Цар.21:27; Иоил.2:12), олицетворяет поиск Божьей защиты и ожидание Его вмешательства (Ездр.8:21-23; Есф.4:16) и т.д.

Эти примеры говорят о том, что средоточием поста является Бог, без участия Которого человек или народ не мыслит своей жизни. Именно поэтому в Библии нет жестких рамок его соблюдения.

В книге пророка Захарии (Зах.7:1-14) Господь, говоря о целях поста, преподносит важные уроки, суть которых в следующем:

  • Сосредоточенность на Боге. Слова «…для Меня ли вы постились? для Меня ли? (Зах.7:5) говорят о том, что явно было что-то не так в отношениях с Богом;
  • Сокрушение эгоизма и забота о ближних. «И когда вы едите и когда пьете, не для себя ли вы едите, не для себя ли вы пьете?.. производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый брату своему; вдовы и сироты, пришельца и бедного не притесняйте и зла друг против друга не мыслите в сердце вашем» (Зах.7:6,9,10);
  • Послушание Слову Божьему. «Не те же ли слова провозглашал Господь через прежних пророков, когда еще Иерусалим был населен и покоен?..» (Зах.7:7). Слово Божье остается неизменным авторитетом на все времена, и Он ожидает отклика и послушания.

 

Итог

Сегодня с помощью Библии мы увидели, что пророки, цари, целые царства, Иисус Христос, Его апостолы выделяли время для поста. Господь не случайно оставил эту добродетель для современного человека, которого также, как и людей, живущих тысячелетия назад, сопровождают трудности, страхи, искушения, решения вопросов, от которых многое зависит в будущем. Бог не желает находиться в стороне от нашей жизни и потому ожидает, чтобы Его приглашали к участию в первую очередь.

 

 

Подготовил Владимир Самоденко

г. Киев

Залишити коментар